Все статьи из текущего раздела

Типографика. Часть 2

Расстояния
Выравнивание
Ширина строки
Разбивка текста

Расстояния

Поскольку заголовки не существуют сами по себе, а предшествуют основному тексту, нелишне будет подумать о том, как располагать текст и заголовки. Кто-то делает отступ между заголовком и текстовым блоком, как показано слева и считает такой способ верным. Однако есть и другое мнение на этот счет: если сделать слишком большой отступ, то логическая связь между заголовком и текстом потеряется, поэтому по возможности следует объединять заголовок и текст.

Если концепция предполагает наличие отступа между заголовком и текстом, то этот отступ не должен быть слишком большим во избежание потери связей. На примере, слева отступы до и после заголовков одинаковые, но если чуть уменьшить межстрочное расстояние снизу заголовка и увеличить сверху, то результат получится гармоничнее.

А теперь несколько слов о межстрочном расстоянии. Начинающие дизайнеры часто делают его либо слишком маленьким, отчего выносные элементы прилипают друг к другу, либо слишком большим, и тогда кажется, что каждая строчка живет собственной жизнью.

В обоих случаях удобочитаемость текста снижается и зритель начинает раздражаться. Что делать? При помощи экспериментов на буквах было установлено, что если вы выбрали кегль шрифта 12 пунктов, то приятное глазу межстрочное расстояние — примерно 14 пунктов (от 13,5 до 14,5). Разница в 2-2,5 пункта в размере шрифта и межстрочного расстояния — вполне хороша.
Не воспринимайте эти цифры буквально, ведь случаи бывают разные: некоторые шрифты спроектированы так, что разница в 2 пункта будет слишком мала или, наоборот, велика. Тогда подкорректируйте межстрочное расстояние: строчки не должны слипаться и висеть в воздухе отдельно друг от друга.

Выравнивание

Мы подошли к вопросу о выравнивании, начнем с профессиональных терминов. То, что мы называем выравниванием, в полиграфическом и типографском деле называется выключкой, а в английском варианте — justifcation.
Строки могут быть выровнены по левому краю, а правый остается неровным — выключка влево. Выключка вправо — строки выравниваются по правому краю при неровном левом. Если же выравнивание произведено по обоим краям, то мы назовем это явление полной выключкой. Текст, выровненный по центральной оси страницы, с неровными правым и левым краями, называется выключенным по центру.
Полная выключка визуально смотрится очень аккуратно, значительно лучше, чем выключка влево, однако тут есть свои подводные камни. Если для текста отведено слишком мало места по горизонтали, то между словами возможны некрасивые дырки и даже «колодцы», которых стараются избегать в наборе.

Ширина строки

Не надо думать, что если вам дали широкий лист бумаги, то и строки текста должны быть во всю ширину. Задача дизайнера заключается в том, чтобы гармонизировать любую данную ему площадь и не зависеть от формата. В веб-дизайне строка текста вообще может быть практически бесконечно широкой: все зависит от того, какой ширины у пользователя монитор, но пускать на самотек шрифтовые блоки (мол, пусть будут во всю ширину) не стоит.
Слишком узкая колонка текста заставляет читателя часто перемещать взгляд, и этот процесс немного утомляет: больше времени уходит на перемещение взгляда, чем на чтение.
В то же время слишком длинные строки утомительно тянутся и тянутся... И пока вы закончите читать длинную строку, можете потерять начало следующей.

Нормальной строкой считается та, в которой помещается в среднем от 50 до 70 знаков. Именно такой размер будет комфортен для читателя. Конечно, при создании сайта вам не удастся так четко контролировать количество знаков в строке, как в полиграфии, но, зная приблизительные пропорции, вы сможете задать размеры текстового блока в процентах. Избегайте размазывания горстки текста по слишком большой площади, старайтесь компоновать его грамотно.

Разбивка текста

Под разбивкой текста я не имею в виду ничего деструктивного, напротив, разбивая текст не только по смыслу (абзацами), но и визуально, вы гармонизируете пространство.
Абзацы как способ разбивки мы уже назвали. Следующий способ — разбивка линейками. Линейки могут использоваться, если отрезки текста логически не соотносятся друг с другом и каждый из них закончен. Их толщина в большинстве случаев зависит от того, что диктует общий дизайн объекта (сайта, буклета, журнала), толщина шрифта также может повлиять: если вы берете шрифт с тонкими линиями, жирная линия может навредить.

Разбивка рубриками — еще один вариант. При этом вы получаете, помимо основной пользы (заголовков материалов), еще один плюс: монотонный текст одного размера приобретает акценты в виде заголовков иного размера или начертания.
Текст можно разбивать и начертаниями. Я не скажу, что это повсеместно используемый способ: было бы странно видеть, что часть текста набрана одним шрифтом, а часть другим. Но если в документе имеются цитаты, врезки, то к ним можно применить иное начертание.

Если говорить о врезках и цитатах, то иногда уместно располагать их на цветной плашке или делать отступ от левого края. Думаю, это поможет разнообразить общий вид текста.

Конечно же, если вы работаете с цветным изданием или сайтом, то в вашем распоряжении имеется цвет, с которым в отношении текста следует обращаться осторожно: буквы не должны быть ни слишком бледными, ни слишком яркими («кислотными») — читатель вам этого не простит. Иногда уместно небольшие абзацы текста выделять другим цветом, естественно, если это будет логично, а не красоты ради.


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: